Владимировский мерс: сеет, пашет и по дорогам мчится

Дата публикации записи 1.03.2011
Категории: Главная, Новости
Метки: , ,


Сергей Руссинковский, главный конструктор ООО «Владимирский моторо-тракторный завод».

Говорят, глядя на только что родившегося жеребенка, можно определить, какая лошадь получится из нее. Когда мы в начале 2000-х годов приступили к разработке нового колесного трактора Т-85, который сейчас идет в реализацию под маркой «АГРОМАШ 85 ТК», мы знали: наша новинка станет хорошей рабочей лошадкой. Так оно и вышло.

 

На сегодня «АГРОМАШ 85 ТК» в России является самым массовым отечественным трактором. Тому в немалой степени способствовала его универсальность. Он может агрегатироваться с более полутора сотней единиц навесного и прицепного оборудования как отечественного, так и зарубежного производства. И это далеко не полный перечень орудий, которые позволяют трактор с одинаковым успехом применять и в сельском хозяйстве, и в строительстве, и в промышленности, и в коммунальном хозяйстве, и на личном подворье.

Когда перед заводскими конструкторами поставили задачу разработать модель трактора, который был бы самым массовым и востребованным, возник вопрос: «А какой мощности он должен быть?» Тракторы класса 0,6–0,9, которые выпускал и продолжает выпускать наше предприятие, тоже пользуются хорошим спросом, но, как показала практика, им не хватает мощности для агрегатирования с некоторыми навесными и прицепными орудиями, особенно новой конструкции, которые, как правило, более производительны и более металлоемки. Конечно, мощность повысить можно и довести трактор до 2–4 класса, но это повлечет за собой его утяжеление,  усложнение конструкции, что, в конечном счете, скажется на цене. Для нас же очень важно было добиться «золотой серединки»: чтобы трактор был и высокопроизводительным, и современным, и в то же время доступным для потребителей. И нам удалось найти оптимальное решение: разработать и наладить производство трактора класса 1,4, который отвечает всем этим требованиям. Более того, он может агрегатироваться с таким прицепным и навесным оборудованием, которое требует более мощную энергетическую единицу, то есть трактора класса 1,8 – 2. Обычно бывает так: на практике очень часто некоторые модели машин не «дотягивают» до заявленных технических данных, а в нашем случае все получилось наоборот. И, конечно же, нельзя не отметить простоту конструкции трактора, его высокую ремонтопригодность и надежность.

Долгое время конструкторы как в нашей стране, так и за рубежом пытались решить непростую проблему: сделать  такой трактор, который можно было бы использовать и как транспортное средство, и как машину для обработки почвы. Казалось бы, эти две задачи несовместимы: для выполнения первых работ нужны высокие скорости, а для вторых – низкие. Эта проблема была решена за счет создания синхронизированной коробки передач, которая обеспечивает плавность хода при переключении скоростей, усовершенствования трансмиссии и других конструкторских разработок. Все эти инновационные решения нашли свое воплощение в конструкции трактора «АГРОМАШ 85 ТК», который обладает 18 скоростями. На обработке почвы он может работать на низких скоростях, а при перевозке грузов передвигаться со скоростью 40-45 километров в час.

Этот трактор по праву можно назвать детищем Концерна «Тракторные заводы». Возьмем, к примеру, трансмиссию – наиболее сложную часть трактора.  Ее разработали наши конструкторы. Основные детали и узлы производятся на Промтракторе, Чебоксарском агрегатном заводе, других предприятиях холдинга, а сборка осуществляется на Чебоксарском заводе силовых агрегатов.

Трансмиссию испытывали в полевых условиях на заводском испытательном полигоне «Ладога» и на Покровской МИС, что в Петушкинском районе Владимирской области.  Однако самым жестким испытаниям она подверглась на заводском стенде. Мы специально создавали максимальные нагрузки, которые на практике не случаются. Это было сделано для того, чтобы выявить узкие места, причину их возникновения и оперативно устранять недостатки. Результаты испытаний нас вполне удовлетворили. Они лишний раз подтвердили надежность трансмиссии трактора.

В отличие от трансмиссии двигатель полностью производится на Владимирском моторо-тракторном заводе. Трактор снабжается двумя видами двигателя: с воздушным (Д-145 Т) и с жидкостным охлаждением (Д-145 ТВ). Оба выпускаются серийно. Разница между ними несущественная. У первого более простая конструкция. Обычно трактор с таким двигателем покупают для работы в регионах с экстремальным климатом, потому что не надо сливать охлаждающую жидкость и к тому же он легко запускается.

У двигателя второго типа свои особенности. На тракторе с таким двигателем проще наладить обогрев кабины, потому что имеется теплоноситель. Уровень шума у этого двигателя чуть ниже, чем у его собрата с воздушным охлаждением. Но, в целом, они равноценны и сказать, что один имеет явные преимущества перед другим, нельзя.

В последние два года мы стали устанавливать на наши тракторы финские дизели SISU, производство которых налажено на заводе.  Они примерно в два раза дороже отечественных двигателей, но цена того стоит. Эти дизели относятся к новому поколению двигателей, имеют высокую  топливную экономичность при идеальном крутящем моменте и мощностных характеристиках. Концентрация точек обслуживания на одной стороне мотора и увеличенные до 500 часов интервалы обслуживания обеспечат оперативное ТО при минимальных затратах. Все главные компоненты разработаны  с учетом многократного ремонта, что гарантирует поддержание двигателя в рабочем состоянии весь период эксплуатации. Несмотря на легкость и компактность, моторы SISU имеют высокую удельную мощность. Мы уверены: тракторы, на которых они установлены, будут пользоваться хорошим спросом на рынке, потому что после кризиса на нем появились потребители, для которых главным критерием при выборе техники является не цена, а ее производительность, качество и надежность.

Повышенные требования предъявляют покупатели и к кабине. Нам пришлось немало потрудиться, чтобы она обладала высокой эргономичностью, была максимально комфортабельной и полностью отвечала требованиям безопасности. Кабины сейчас оснащены кондиционерами, системой ГЛОНАСС. По многим показателям они ни в чем не уступают лучшим аналогам известных мировых производителей. Естественно, каждое усовершенствование так или иначе сказывается на конечной цене продукции. Чтобы удешевить стоимость кабины, мы разработали целый ряд мероприятий. В частности, уменьшили материалоемкость, снизили высоту трактора, саму посадку кабины за счет увеличения проемов. Нам удалось увеличить обзорность, хотя площадь остекления осталась прежней.

Важнейшим элементом трактора «АГРОМАШ 85 ТК» является передний мост. На него падает 40% нагрузки. Но столько же процентов он обеспечивает тягу, так как является ведущим. Кроме того передний мост выполняет функцию несущего элемента, потому что на него навешивается немало различного оборудования: бульдозерного отвала, грейдера и т.д.

До недавнего времени в России не выпускались тракторы с подобным передним мостом. Перед нами была поставлена задача разработать передний мост, который одновременно обеспечивал и хорошую тягу, и выдерживал бы большую нагрузку. Нам за очень кроткий срок удалось разработать балочную конструкцию переднего моста, которая отвечает всем этим требованиям. На прежних моделях тракторов установлены передние мосты портальной конструкции. Они обеспечивают хороший клиренс, но не выдерживают такую нагрузку, как балочные передние мосты. Помимо прочего, конструкция переднего моста трактора «АГРОМАШ 85 ТК» позволяет наклонять колеса на 55%. Насколько мне известно, подобной способностью может «похвастаться» лишь «Мерседес» 500 модели. Поэтому трактору для осуществления маневра требуется очень малый размер разворота. Кроме того, конструктивные особенности переднего моста позволяют сочетать высокую клиренсность (до 0,8 м) с устойчивостью, что делает трактор незаменимым на полях, расположенных на склонах гор, например, на Кавказе и в Средней Азии.

Хотя «АГРОМАШ 85 ТК» занял устойчивые позиции на внутреннем рынке, но работа по его совершенствованию продолжается. Так, в настоящее время мы проводим целый комплекс мероприятий по переводу трактора для работы на природном газе. Этой моделью уже заинтересовались многие потребители, так как природный газ позволяет сэкономить немало средств при эксплуатации трактора.