Георгий Иващенко: Ситуация в агропромышленном комплексе станет более управляемой

Дата публикации записи 24.05.2011
Категории: Главная, Новости
Метки:

 

Об изменениях в областном законодательстве, о строительстве зерноперерабатывающих комплексов и о перспективах развития корреспондент «Аграрной Сибири» побеседовал с министром сельского хозяйства Новосибирской области Георгием Васильевичем Иващенко.

— Георгий Васильевич, расскажите, пожалуйста, об изменениях в областном законодательстве? Кого они коснутся?

В марте состоялась сессия законодательного собрания Новосибирской области, где был принят ряд изменений в законы, касающиеся развития агропромышленного комплекса.

Прежде всего, изменения внесены в закон о государственной поддержке сельскохозяйственного производства Новосибирской области и в закон о передаче полномочий.

Порядок финансовой поддержки из областного бюджета таков, что производитель должен самостоятельно приобрести технику, удобрения или маточное поголовье. Правительство Новосибирской области поддерживает тех сельхозтоваропроизводителей, которые несут реальные расходы на развитие производства. Я считаю, что это правильно и прогрессивно, когда господдержка носит компенсационный характер. Есть печальные примеры на  некоторых территориях в России, где средства распределяются без этого условия. Мы считаем, что этого недостаточно.

Одно время часть полномочий по господдержке была передана в районы. Этот закон мешал эффективному расходованию бюджета. Дело в том, что деньги на химизацию, средства защиты растений и на племенное животноводство, естественно, лимитируются. Годовой объём распределяется по районам области в зависимости от развития, площадей, от наличия  животноводства и других параметров. Чем крупнее район, тем большая сумма заложена для поддержки.

В течение 5 или 6 лет, в период действия старого закона, средства выделялись муниципальным образованиям, а далее направлялись хозяйствам. Такое распределение приводило к тому, что в одном районе средства использовались полностью, и главы нуждались в дополнительном бюджете, а в другом деньги оставались.  Этого допускать нельзя.

Изменения в законе возвращают ситуацию на 5-6 лет тому назад, когда этой системы распределения не было. Теперь компенсации будут поступать напрямую к хозяйствам, минуя глав районов. Всё будет регулируемо, управляемо и достаточно прозрачно.

Второй закон – о государственной поддержке. Он касается всех, кто занимается сельхозпроизводством.

Поддержка усилена и увеличена по некоторым направлениям. Основное новшество заключается в том, что поддержка теперь дифференцирована. Компенсации составляют от 30 до 60%, связано это с разницей климатических и экономических условий в районах области.

Есть территории, сложные по своим климатическим условиям, которые никогда не занимались внесением удобрений. Одна из причин тому – нехватка денег. Но ведь относиться к земле так нельзя: это со временем пагубно скажется. В целях сохранения плодородия почв  нужно заинтересовать хозяйства: из областного бюджета некоторым будет выделяться 60% компенсации стоимости удобрений. Плюс к этим деньгам 20% добавляет федеральный бюджет. Получается, что в общей сложности хозяйству компенсируют 80%.  Я считаю,  что у правительства появится право спросить с этих хозяйств. Однако таких районов в целом будет не много. Очень много районов будет, которым будет предоставляться компенсация в 40%.

Аналогичная схема действует в отношении семян и племенного скота – мы увеличиваем размер господдержки и стимулируем интерес.

Центрально-восточная зона около города наиболее благоприятна для ведения хозяйства: она приближена к рынкам сбыта,  имеет хорошие природно-климатические условия. На Юге, на границе с Казахстаном совершенно другие условия. 500-600 километров до областного центра, где находятся рынки реализации – это дополнительные затраты на транспортировку, которые увеличивают стоимость товара, снижая его конкурентоспособность. Стимулов и мотивации к производству в отдалённых районах гораздо меньше.

Вот эти стимулы мы как раз несколько увеличим с тем, чтобы они были заинтересованы и почувствовали господдержку, и чтобы эта поддержка была эффективна.

— Какой вид производства наиболее перспективен, на Ваш взгляд?

Приоритет, на мой взгляд, должен отдаваться молочному и мясному скотоводству. Это входит в национальный проект, в приоритет госпрограммы развития сельского хозяйства и продовольствия. В том числе программы развития Новосибирской области.

Проведя большую аналитическую работу, учитывая сегодняшнюю ситуацию после прошлогодней засухи,мы убедились в том, что в ближайшие годы и в десятилетия мясо и молоко будет востребовано в первую очередь. Экономика будет держаться во многом на животноводстве. И это будет востребовано в России, потому что в мире на данный момент не так много молока, не так много мяса крупного рогатого скота. А раз востребовано, значит надо стимулировать производство – помочь в этом процессе и мотивировать.

Поэтому мы приняли такие изменения в законе: если хозяйство занимается животноводством, то господдержка будет составлять 50% от стоимости приобретаемой сельхозтехники. Сегодня компенсация составляет 30%. Если хозяйство не будет заниматься животноводством, то будет получать только 20%. Деньги ведь просто так не возьмутся, нужно где-то уменьшить, чтобы иметь возможность в другом месте увеличить размер дотаций.

Ещё одно из направлений господдержки прописано не в законе, но оговаривается отдельным постановлением: за приобретённую головуматочного поголовья КРС мы будем доплачивать 20%.

Нам хватает средств, чтобы все эти изменения провести. Указанные направления я считаю достаточно эффективными. Принятые меры усилят ситуацию в агропромышленном комплексе, она станет более управляемой.

— Каковы, по вашему мнению, основные проблемы производителей мясной и молочной продукции?

— Прежде всего, нужен стабильный рынок. И хорошие цены. Сегодня это есть и это надо сохранить.

В Новосибирске будет вестись строительство нового перерабатывающего завода. Мы считаем, что для развития нужно, чтобы человек, производя продукцию, знал чётко, какое количество и по какой цене он сможет реализовать.

Поэтому мы стремимся создать систему закупа продукции, своевременного расчёта. Строительство завода – долгосрочная инвестиция. Особенно если учитывать тот фактор, что инвестор – компания с мировым именем. Мы понимаем, что у них огромный потребительский рынок, а значит, наша продукция будет востребована.

В области хорошие сельскохозяйственные угодья. Нужно применять новейшие технологиии тогда при минимальных затратах можно будет получить максимальное количество продукции. При правильно организованном рынке сбыта всё уложится в простую схему: «Чем больше реализовал, тем больше денег получил».

— Актуальной проблемой села сегодня является строительство комплексов по хранению и переработке зерна. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

 

— Переработка и хранение – очень перспективное дело. Правительство уже подготовило специальную программу, её надо начинать внедрять. Это одно из направлений, на которое мы, на мой взгляд, должны переводить стрелки государственной поддержки.

Строительство новых комплексов очень важно, поскольку то, что есть сегодня в области, было построено многие десятилетия тому назад – в прошлом веке. Эти комплексы технологически устарели, а современныхещё нет.

Технологии движутся вперёд, и перерабатывающие установки в области нужно иметь обязательно.Отдельные установки у нас, правда, есть – например, внутри какого-нибудьстаренького комплекса может стоять новая, современная, прошлого года выпуска. Но установка это установка, а нужен комплекс.

Совместно с «Россельхозбанком» мы разработали программу кредитования: кредит выдаётся на 8 или 10 лет, предоставляется отсрочка выплаты на первые три года. Специальные программы кредитования направлены на развитие птицеводства, перерабатывающих комплексов и увеличение поголовья крупного рогатого скота. Это три приоритетных направления для Новосибирской области. Я считаю, чтопрограммы кредитования хорошие, и ими нужно умело пользоваться.

— Какие новшества предпринимаются для решения кадрового вопроса?

Для области очень  важно, чтобы в село стремились специалисты. Для тех выпускников Аграрного университета, кто работает в радиусе более 300 километров от областного центра, мы увеличим размер оказываемой поддержки вдвое. Это делается для того, чтобы специалисты задерживались в селе. Включая компенсацию по зарплате – мы платили 2000 рублей, теперь бюджетная добавка будет составлять 4000.

Жилищные условия для выпускников – немаловажный фактор. Поэтому будут увеличены подъёмные при переезде: мы заинтересованы, чтобы специалисты работали на селе.

— Как вы видите стратегию развития области в целом? Какие районы, по вашему мнению, должны заниматься зерном, а какие – делатьставку на мясо и молоко?

— Нужно уделить внимание районам западной Бабрабы – Кыштовскому, Куйбышевскому, Северному, северу Колыванского района. В этих районах эффективно именно мясное скотоводство. Молоко – скоропортящаяся продукция,а условия, в которых находятся производители этих районов – дальние расстояния, отсутствие эффективной переработки на этих территориях, — не позволяют выгодно заниматься молоком.

Компенсация в 20% от стоимости маточного поголовья КРС будет выплачиваться даже для личных подсобных хозяйств, а не только сельхозпредприятий.

И в то же время мы считаем, что необходимо развивать сельское хозяйство в комплексе: где позволяют природно-климатические условия, нужно производить и молочную продукцию, и зерно и свинину, заниматься овцеводством и козоводством. Например, в Маслянинском районе «Таёжное» сегодня очень хорошо разводит коз.

Т.е. нужно максимально использовать всё, что даёт деньги, не нарушая при этом, конечно же, плодородия почв и других условий. Необходимо держать курс на эффективность – это главное. В целом заниматься сельским хозяйством сегодня выгодно. Кто хочет, кто видит – и мы стараемся помочь это увидеть – тот получает хороший экономический результат, а это очень важно.

Подробную информацию о суммах компенсаций можно найти на сайте правительства Новосибирской области http://adm.nso.ru